Гигиена труда в парикмахерской

Создание благоприятных условий труда в парикмахерской способствует повышению работоспособности мастеров, повышает качество работы и увеличивает их производительность.
Образцовый порядок и поддержание чистоты во всех помещениях парикмахерской — одно из основных условий предупреждения заболеваний. Выполнение этого условия необходимо, так как в течение рабочего дня парикмахерскую посещает большое количество людей, среди которых могут быть и больные.
В течение рабочего дня на организм парикмахера воздействует много неблагоприятных факторов: постоянное пребывание в помещении, длительное пребывание на ногах, влияние некоторых химических веществ при отдельных видах производимых работ (окраска, завивка), действие повышенной температуры (сушка), недостаточное количество ультрафиолетовых лучей и др.
Для предохранения домашней одежды мастера от загрязнения, а также с гигиенической целью работники парикмахерской должны пользоваться специальной одеждой, которая состоит из халата и шапочки или косынки.
Халаты шьют из хлопчатобумажной белой ткани. Фасон халата может быть различным.
В обычных парикмахерских используют халаты с застежкой спереди. Мастера, работающие в больницах, пользуются халатами с застежкой сзади. Чаще всего применяются халаты с длинными рукавами на манжетах. Можно использовать также халаты с короткими рукавами, но в этих случаях одежда под халатом должна быть тоже с короткими рукавами, чтобы в процессе работы она не загрязнялась.
Халаты необходимо менять 2—3 раза в неделю. Для стирки их отправляют в прачечную. Стирать халаты на дому категорически запрещается, так как мастер вместе с халатом может занести домой инфекцию и заразить членов своей семьи. Работа в грязных халатах может явиться причиной распространения заразных заболеваний.
Большое значение приобретает правильное хранение спецодежды. Наилучший в санитарном отношении способ хранения халатов — в шкафу. Каждый работник должен иметь индивидуальный шкаф. В нижней части шкафа должен быть ящик или полка для хранения обуви.
Если в парикмахерской установлены шкафы с двумя отделениями, то в одном из них надо хранить халат, в другом — верхнюю одежду. Перемена отделений для хранения верхней одежды и халата не допускается. Если в парикмахерской установлены шкафы с одним отделением, то в них хранят только одежду, а халаты вешают на открытую вешалку, где каждому мастеру отведен отдельный крючок.
Хранение одежды и халатов вместе не допускается, так как при этом одежда загрязняется волосами, чешуйками кожи, обрезками ногтей.
Содержание рабочего места мастера в чистоте и порядке — неотъемлемая часть парикмахерского обслуживания. Безопасность парикмахерского обслуживания зависит от выполнения мастерами санитарных требований, в частности санитарных требований по содержанию рабочего места. 
Перед началом работы каждый парикмахер, маникюрша, педикюрша должны подготовить свое рабочее место. На туалете размещаются необходимые для работы инструменты и другие принадлежности. На туалетной доске устанавливаются флаконы с одеколоном, жидким мылом, дезинфицирующим и кровоостанавливающим растворами, пульверизатор, пудреница, спиртовка и др. Предметы, которыми в процессе работы приходится пользоваться чаще, кладут справа, ближе к мастеру. В правом верхнем ящике тумбочки раскладывают инструменты. Предметы, которыми в процессе работы мастер пользоваться не будет, не должны стоять на туалете. Дно ящиков туалета должно быть застелено чистой белой клеенкой или хлорвиниловой пленкой. По окончании рабочего дня инструмент складывают в футляр из медицинской клеенки. Использование футляров из ткани, пакетов из бумаги запрещается, так как они трудно поддаются очистке.
Перед обслуживанием каждого посетителя мастер должен вымыть руки с мылом и вытереть их чистым полотенцем. Посетителя следует покрыть чистым, не бывшим в употреблении бельем — пеньюаром или салфеткой, на подголовник подложить чистую салфетку. Затем надо продезинфицировать инструменты. Необходимо помнить, что каждый раз надо пользоваться чистым материалом (салфеткой, ватой). Так, для припудривания используется только чистая вата, выбрасываемая тотчас после употребления. То же правило относится к салфеткам для обтирания лица, компресса и пр.
Использованное белье нельзя накапливать на рабочем месте— его необходимо сразу передавать в подсобное помещение.
Прежде чем приступить к работе, мастер-парикмахер должен внимательно осмотреть кожу лица и головы посетителя. Если имеются болезненные изменения кожи, волос или ногтей, и посетитель не предоставляет справку о незаразности своего заболевания, то обслуживать такого посетителя нельзя.
Медицинские осмотры и их значение. Все работники парикмахерской перед поступлением на работу должны пройти врачебный осмотр и иметь справку о допуске к работе. Задача таких осмотров (называемых предварительными) — не допустить на работу лиц с заболеваниями, при которых работа в условиях данного производства противопоказана (т. е. могут быть обострения уже имеющегося заболевания или может развиться профессиональное заболевание). К работе в парикмахерских не допускаются лица, больные активной формой туберкулеза, кожными заболеваниями. Поступающие на работу в парикмахерскую должны пройти осмотр терапевтом и врачом по кожным болезням.
В дальнейшем врач-терапевт проводит периодические (один раз в квартал) медицинские осмотры работников парикмахерской, а один раз в год проводится обследование на туберкулез (флюорография) и на кожные болезни.
Основная задача периодических медицинских осмотров — выявление начальных признаков профессионального заболевания и своевременное принятие мер, направленных на предупреждение дальнейшего его развития.
Результаты прохождения периодического медицинского осмотра заносятся в специальный журнал или санитарную книжку, которая имеется у каждого работника парикмахерской.
Строгое соблюдение всеми работниками санитарных правил в сочетании с мероприятиями по поддержанию помещения парикмахерской в чистоте, выполнением правил личной гигиены содействует предупреждению распространения заразных заболеваний через парикмахерскую.
Выполнение всеми без исключения работниками правил личной гигиены является обязательным.
Мыть тело надлежит не реже одного раза в неделю. Если имеются условия, то по окончании рабочего дня рекомендуется принять душ.
Особенно тщательным должен быть уход за кожей рук, так как ими мастер прикасается к волосам и лицу посетителя; руки следует мыть перед обслуживанием каждого посетителя, перед приемом пищи, после посещения уборной. Чтобы от частого мытья рук не появилась сухость кожи, и на ней не образовались трещинки, рекомендуется после каждого мытья насухо вытирать руки и смазывать их смягчающим кремом. Обычно применяют крем «Ланолиновый», глицерин в смеси с нашатырным спиртом (на 100 г глицерина 20—25 капель нашатырного спирта) и др.
Особое внимание следует обращать на ногти. Черная кайма под свободным краем ногтя — это скопление грязи, микробов, чешуек кожи, кожного сала. Известно, что 95% микробов, которые имеются на коже, находятся под ногтями. Уход за ногтями — это ежедневное мытье щеткой, тщательная очистка подногтевых пространств, регулярное подрезание ногтей. Для очистки подногтевых пространств следует пользоваться ногтечисткой. Использование других предметов для этих целей может привести к ранению кожи.Подрезать ногти необходимо не реже одного раза в неделю.
Работа парикмахера связана с постоянным пребыванием на ногах, поэтому большое значение имеет удобная обувь, которая должна соответствовать размеру ноги. При ношении узкой, тесной обуви могут развиться плоскостопие и другие заболевания. Лучше всего носить обувь на небольшом каблуке. Ношение обуви на высоких каблуках может повлечь развитие такого заболевания, как расширение вен на ногах, а обуви без каблуков — плоскостопие. Не следует во время работы носить слишком теплую обувь.
При выполнении правил личной гигиены необходимо следить за бельем и одеждой. Белье защищает тело от холода, жары, механических раздражителей и др. Оно впитывает в себя пот, кожное сало и другие выделения человеческого тела, которые при разложении начинают издавать неприятный запах. Поэтому регулярная смена белья является обязательной.
Все работники парикмахерской до поступления на работу обучаются санитарному минимуму, а в дальнейшем 1 раз в 2 года и имеют об этом соответствующий документ.
В каждой парикмахерской должно быть извлечение из действующих Санитарных правил устройства, оборудования и содержания парикмахерских.
Ответственным за выполнение этих правил является заведующий парикмахерской.
    
Создание сайта —
mediaidea
продвижение сайта - bombabox