ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ
При оформлении договора потребительского кредита (далее - кредитный договор) заемщику часто предлагают за отдельную плату дополнительные услуги, а именно чаще всего заключение договора страхования.
В случае, если заемщик согласен на оказание ему дополнительных услуг, об этом должно быть указано в его заявлении о предоставлении кредита. Также должна быть прописана стоимость этих услуги с указанием на право заемщика на отказ от них.
Кроме того, информация о дополнительных услугах включается также в индивидуальные условия кредитного договора.
Важно! Заемщик имеет право отказаться от предоставления ему этих услуг.
Не допускается! Проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг.
Между тем, особые правила в части страхования действуют, если обязательства заемщика по потребительскому кредиту обеспечены ипотекой.
Кредитор вправе потребовать от заемщика застраховать риск утраты и повреждения заложенного по договору имущества либо иной страховой интерес заемщика в целях обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору при его заключении.
Обязанность заемщика заключать договор страхования при получении потребительского кредита, не обеспеченного ипотекой, не установлена законом. Такая обязанность может быть возложена на заемщика лишь с его письменного согласия в рамках согласованного сторонами кредитного договора.
Кроме того, если обязанность по страхованию не установлена законом, то кредитор обязан предложить заемщику альтернативный вариант потребительского кредита (например, с возможностью увеличения процентной ставки (ч. 2.2, 10 ст. 7, ч. 14 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)").
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация при осуществлении действий, в результате которых физическое лицо становится застрахованным лицом по договору личного страхования, заключенному в целях обеспечения исполнения его обязательств по кредитному договору, обязана предоставить ему достоверную информацию об этом договоре, в том числе о его условиях и о рисках, связанных с его исполнением.
Также в такой ситуации в форме заявления о предоставлении кредита должно быть указано право заемщика отказаться от дополнительных услуг по страхованию в течение 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на их оказание и потребовать возврата денежных средств, уплаченных заемщиком за оказание такой услуги, за вычетом части ее стоимости, фактически оказанной заемщику.
В случае отказа заемщика от договора добровольного страхования, в течение 14 календарных дней со дня заключения договора страхования страховщик обязан возвратить ему уплаченную страховую премию в полном объеме.
Также в случае обращения заемщика с заявлением об исключении его из числа застрахованных лиц по договору личного страхования в течение 14 календарных дней со дня выражения им согласия на оказание услуги по страхованию ему осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за оказание соответствующей услуги (включая страховую премию).
Возврат денежных средств должен быть произведен при условии, что отсутствуют события, имеющие признаки страхового случая, в течение семи рабочих дней со дня получения страховщиком, кредитором или третьим лицом, действующим в интересах кредитора, заявления заемщика (ч. 2.5 ст. 7, ч. 11 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)").
Когда с согласия заемщика кредитный договор предусматривает подключение пакета услуг страхования, однако не указана цена данной услуги, заемщик имеет право отказаться от нее и потребовать возврата уплаченной за ее оказание суммы в разумный срок, а также возмещения ему убытков в связи с непредоставлением надлежащей информации (п. 2 ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей).
Порядок действий
1. Написать заявление на возврат страховки по кредиту в течение 14 дней после оформления кредитного договора (посмотреть форму заявления можно на сайте страховой компании);
2. Собрать необходимые документы;
3. Отправить заявление и документы в страховую компанию (подавать заявление допустимо в виртуальном формате, но такая возможность есть не на всех платформах);
4. Дождаться возврата страховой премии.