О навязывании дополнительных платных услуг без согласия потребителя

Анализ ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) позволяет сделать вывод, что навязывать дополнительно платные услуги запрещено.
Под навязыванием услуг подразумевается обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе обязательное заключение иных договоров.
Важнейшие положения о запрете навязывания дополнительных услуг содержатся в ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, согласно которой продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в полном объеме.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками ставить в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг).
Запрещается отказ в заключении договора и во внесении изменений в договор в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, в целях исключения таких условий. При предъявлении потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, указанное требование подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня его предъявления с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования.
Кроме того, продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.
Важно! Согласие потребителя на оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
Обратите внимание! не каждая дополнительная услуга является навязанной. Если она является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то основания для оспаривания ее в суде отсутствуют.
Оказание банковских услуг
Рассмотрим навязывание услуг на примере банковских услуг, которые оформляются при условии страхования клиентами жизни и здоровья. В ч. 2 ст. 935 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) указано, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Такое условие предоставления кредита может быть оговорено только в договоре, т.е. согласовано сторонами (ст. 421 ГК РФ).
Необходимо учитывать, что не является нарушением возложение на потребителя обязанности по страхованию при наличии альтернативных условий получения кредита. Таким условием является, например, повышенного процента по кредиту. В данном случае страхование выступает в качестве способа обеспечения исполнения клиентом банка его обязательств по погашению кредита, право на который предоставлено банку (ч. 1 ст. 329 ГК РФ).
Если же предоставление кредита ставится в зависимость от страхования, не заключившему договор страхования потребителю не выдают кредит на других условиях, или при заключении договора страхования клиента банка ограничивают в выборе страховой компании, настаивая на страховщике - партнере банка, соответствующие условия договора могут быть оспорены в суде, как нарушающие требования законодательства о защите прав потребителей (п. п. 4 и 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013).
Условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей, являются ничтожными (п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Потребитель может обратиться к продавцу (исполнителю, владельцу агрегатора) с претензией, содержащий отказ от услуги, согласия на которую он не давал, и потребовать возврата денежных средств за такую услугу. Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых направляется исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением или вручается лично. Второй экземпляр (с отметкой о получении исполнителем услуги в случае личного вручения) остается у потребителя.
Удовлетворить требования продавца (исполнителя, владельца агрегатора) обязан в течение 10-ти дней с момента получения такой претензии. В случае отказа в удовлетворении требований или игнорирования законных требований, указанных в претензии, потребитель имеет право на судебную защиту своих законных прав и интересов (ст. 17 Закона о защите прав потребителей). 
Создание сайта —
mediaidea
продвижение сайта - bombabox