ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

 Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, по-прежнему, остается актуальной. Необходимость формирования у детей устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ) в процессе их воспитания и обучения обусловлена возрастанием учебных нагрузок, увеличением рисков психологического, техногенного, экологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
 Современные дети и подростки мало осознают свою роль в сохранении и укреплении здоровья, не оценивают негативное влияние вредных привычек на состояние здоровья, недостаточно понимают значимость сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. В связи с этим формирование здоровья будущего поколения следует рассматривать как органичную часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье и образовательных организациях.
 Лечебно-профилактические, оздоровительные и образовательные организации должны активно способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них мотивации к здоровому образу жизни.
 Для достижения этого необходимо, чтобы в семье, образовательной организации и обществе были приняты единые подходы к формированию такого поведения или образа жизни каждого человека, который способствовал бы сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
 Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате воспитательного воздействия с самого раннего возраста.Большая роль в системе общего воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию.
 Гигиеническое воспитание – это основа профилактики заболеваний, формирования здоровья и ЗОЖ.
 Гигиеническое воспитание осуществляют родители, а также медицинские работники, педагоги, воспитатели и психологи медицинских, оздоровительных и общеобразовательных организаций.
 Повседневное гигиеническое воспитание:
*Ежедневное проведение утренней зарядки, согласовав комплекс упражнений с учителем физкультуры; не пропускать уроков физкультуры без уважительных причин; выполнять упражнения во время физкультурных пауз на уроках.
Рекомендовать родителям не только контролировать, но и выполнять вместе с ребенком утреннюю зарядку. Напоминать детям о проведении физкультурных пауз при выполнении домашних заданий. При индивидуальных беседах с детьми говорить о значении подвижных игр, спортивных занятий, танцев и др. для укрепления здоровья. Приобрести спортивный костюм и спортивный инвентарь ребенку (лыжи, коньки, санки и пр.). Подчеркивать значимость заканчивать все спортивные мероприятия водными процедурами.
 * Постоянно напоминать детям о необходимости выполнения режима дня в целом или отдельных его составляющих, подчеркивая значимость режима для формирования здоровья и здорового образа жизни.
 Важен подбор мебели, соответствующей росту детей, для формирования у них правильной осанки и позы. Обращается внимание на положение ног, тела и головы во время работы за столом, соблюдение расстояния от глаз до рабочей поверхности не только при выполнении домашних заданий, но и при просмотре телепередач, при чтении, при работе с компьютером, при приёме пищи и т.д.
 Обязательное проведение на всех уроках и при выполнении домашних заданий физкультурных упражнений, в том числе и для глаз. Всем комплексом проводимых мероприятий добиваться, чтобы привычка правильной посадки и осанки стала нормой для каждого ребенка. Для этого потребуются неоднократные напоминания о соблюдении во время учебной и вне учебной деятельности наименее утомительной и правильной позы.
Во втором классе учащимся добавляется информация о правилах гигиены зрения. Учитель или медицинский работник дает комплекс физкультурных упражнений для глаз и контролирует правильность и систематичность их выполнения.
В третьем классе учащиеся получают первые сведения о строении тела человека, о работе основных систем и органов. Эти первые знания о строении и жизнедеятельности организма человека должны быть достаточными, доступными и обязательно достоверными для детей данной возрастной группы.
Учитывая, что большинство составляющих рациональный режим дня ребенка претворяется в семье, родители должны знать о важности и необходимости соблюдения режима дня детьми младшего школьного возраста в домашних условиях. Дети должны постоянно находиться в поле зрения родителей, учитывая трудность воспитания у них устойчивой привычки выполнения режима дня.
Во время приготовления домашних заданий обязательно после каждого часа работы и после каждого изучаемого предмета должен предусматриваться 10-15 минутный перерыв с проведением физкультурных упражнений.
Учитель или медицинский работник объясняет родителям о важности соблюдения всех рекомендаций по организации ночного сна детей, как одного из важных факторов восстановления работоспособности организма.
Со стороны родителей должен быть постоянный контроль и напоминание о проведении всех необходимых гигиенических процедур перед сном: принимать душ, проветривать комнату, ужинать за 1½-2 часа, по возможности прогуляться в течение 30-40 минут. Все это позволит выработать устойчивую привычку ложиться спать в одно и то же время.
Подчеркивает о недопустимости читать лежа и в движущемся транспорте. Доводит до родителей требования специалистов по просмотру телепередач и работе с компьютером.
* наблюдение за выполнением детьми правил личной гигиены, питания и культурного поведения за столом дома и в школьной столовой.
Совместная работа с родителями. Медицинский работник и учитель проводят с родителями консультации и беседы о питании детей, о значении его для правильного их роста и развития, о необходимости обязательного завтрака детьми перед уходом в школу. Особо подчеркивается необходимость соблюдать правила питания дома в выходные, праздничные и каникулярные дни.
            Учитель просит родителей ежедневно контролировать выполнение детьми всех правил питания и самим стремиться к их соблюдению.
 * Ежедневная проверка, путем осмотра и опроса, выполнения детьми правил личной гигиены.
Медицинские работники или учителя знакомят родителей с правилами личной гигиены детей и требованиями школы; разъясняют, что каждый ребенок должен иметь свои личные вещи и предметы ухода.
Родителям следует рассказывать о значении ухода за полостью рта, о необходимости проведения закаливающих процедур для укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям, об основных правилах проведения закаливающих мероприятий. Следует подчеркнуть, что из-за простудных заболеваний могут быть частые пропуски уроков, что скажется на успеваемости ребенка и качестве его образования.
Родители должны также знать о необходимости с ранних лет приучать детей бережному отношению к своей одежде и обуви, уметь чистить, стирать и гладить, соблюдая при этом меры безопасности. 
 * Объяснение правил уличного движения во время прогулок, экскурсий, коллективных посещений кино, театров и др. мероприятий; обсуждение в классе случаев нарушения учениками правил уличного движения.
Контролировать на уроках труда, рисования, при посещении школьного буфета и т.п. соблюдение правил при работе «с опасными предметами».
            Совместная работа с родителями – провести беседу с родителями о профилактике уличного и бытового травматизма. Напомнить родителям о необходимости сопровождать детей в школу (особенно первые дни учебы) и объяснять им, где безопасней и как необходимо переходить улицу. Постоянное напоминание родителям о необходимости контролировать поведение детей на улице, о мерах предупреждения несчастных случаев при занятиях спортом, плавании в открытых водоемах, организации детского досуга и т.д.
Здоровый образ жизни нормального человека немыслим без категорического освобождения себя от вредных привычек: табакокурения (в том числе курение кальяна), употребления алкоголя и наркотиков, компьютерной зависимости, игромании (лудомании) и др.
 Даже самая благополучная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение табака, алкоголя, наркотиков в среде молодежи все более становится нормой. Детей нельзя оградить от вредных привычек, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно.
Создание сайта —
mediaidea
продвижение сайта - bombabox