Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям здоровья, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили что у детей проводящие большую часть времени в смартфоне наблюдается ослабление смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Интенсивное использование телефона, даже для решения учебных задач, может отрицательно сказываться на учебе. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для снижения неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи следует:
- ограничить использования мобильных устройств связи во время учебной деятельности;
- обучать детей правилам безопасности в современной цифровой среде;
- напоминать детям о целесообразно переводить телефоны в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
- по возможности не брать телефон в школу или предусмотреть места хранения во время образовательного процесса;
- проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
- использовать время перемен для общения, активного отдыха, а телефон использовать только по мере необходимости;
- исключить ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье;
- максимально удалить телефон и другие гаджеты от головы в момент соединения и разговора, лучше использовать громкую связь и гарнитуру;
- ограничить звонки в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль);
- размещать устройства мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
Чтобы уберечь здоровье учащихся от негативного воздействия мобильных устройств необходимо знать правила пользования сотовым телефоном и не пренебрегать ими.
* по информации ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения" Роспотребнадзора